Подготовка к школе
Подготовка к школе, кризис 7 лет.
Во время, когда начинается активная подготовка к школе, ребенок начинает готовиться к ней в том числе и психологически. От него все чаще и чаще можно услышать фразу о том, что он уже взрослый, он начинает копировать манеры поведения старших товарищей, кривляться и манерничать.
Теперь, прежде чем действовать, ребенок пытается просчитать последствия своих действий, происходит утрата спонтанности и открытости. Теперь между эмоцией и непосредственным ее выражением вклинивается интеллектуальное осознание эмоции как состояния и настроения, а также понимание своих возможностей. С этого момента начинается формирование самооценки ребенка.
Именно сейчас будущий школьник учится врать, но самое заметное проявление кризиса для родителей состоит в нарушении ранее выполняемых требований.
Он перестает идти спать и есть по первому зову, начинает споры и конфликты с родителями — чаще всего с этого начинаются первые серьезные конфликты с ребенком.
Удивительно, что именно это и является необходимым этапом психологической подготовки к школе. Будущий школьник учится отделять правило от ситуации и нарушает его с этой целью, как бы проверяя на прочность и последствия. Для выполнения требования нужно понимать, что это требование есть.
Осознание своих переживаний и требований ставит вопрос о соотношении желаний ребенка и норм поведения: происходит так называемый конфликт “хочу” и “надо”.
По сути, на этом этапе ребенок начинает более подробно ориентироваться в окружающем мире и понимать свое место в нем, свои возможности и желания соотносить с ситуацией и последствиями.
Параллельно происходит адаптация к новому режиму жизни — еще никогда ранее жизнь ребенка не была так четко нормирована, появляются новые взрослые и большое количество сверстников, и с ними со всеми нужно выстраивать отношения.
Для родителей трудность кризиса в том, что старые методы воздействия на ребенка перестают работать, и нужно заново выстраивать общение. Чаще всего привычный семейный уклад и место в нем семилетки воспринимается ребенком как посягательство на его взрослость, а ведь он уже школьник!
Родителям рекомендуется помнить, что именно сейчас формируется самостоятельность ребенка — он в том числе учится брать на себя ответственность за ошибки. Поэтому лучше не вмешиваться в его действия без просьб о помощи, а также постепенно позволять ребенку самому контролировать свои личные дела и время. Также ему полезно будет ощутить последствия ошибочных действий или бездействия — в противном случае ему будет сложно решить конфликт “хочу” и “надо”.